?

Log in

No account? Create an account

Дом · странника


О "мейнстриме", "альтернативе", психотерапии и Старших Арканах Таро

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
Навеянные Трикстеровскими заметками, комментариями и моим личным клиентским опытом размышления о психотерапевтическом "мейнстриме" и альтернативе пришли к некоторым достаточно интересным заключениям. Поскольку я усиленно занимаюсь системой Таро, то, как обычно у меня бывает, мои выводы формулируются в терминах этой системы, но от этого не перестают быть достаточно интересными.

Одна из специфических черт типичной психологической работы заключается в том, что она идет через энергию Императрицы. В профессиональной среде есть даже расхожая фраза о том, что "психотерапевты, как проститутки, продают любовь за деньги". Среднему человеку по жизни слишком часто не хватает безусловной любви, характерной для этого аркана - этому обычно способствуют родители, не оказывающие эмоциональной поддержки, и отношения с противоположным полом, в которых в наши дни слишком часто есть что угодно, кроме той самой взаимной теплоты и поддержки в сложной ситуации вне зависимости от обстоятельств. Официально безусловную любовь и эмоциональное принятие относят именно к аркану Императрицы (Император - фигура условной, "отцовской" любви), хотя, честно сказать, есть что-то идиотское в том, чтобы железно отрицать право мужчины на безусловную любовь к своей женщине или своим детям.

Добавим к этому тот факт, что на психолога или психотерапевта часто вешается соответствующая проекция (и отношение к нему идет в чем-то очень похожее на значимую фигуру, проекция которой на него вешается). В психологе-женщине (особенно если она уже вышла из совсем юного возраста) очень хорошо видится материнская фигура (Императрица), в психологе-мужчине - отцовская (Император). Если специалист противоположного пола, то могут навеситься еще и проекции, связанные с образом партнера по отношениям (поскольку Император - не только отцовский образ, но и образ привлекательного для клиентки мужчины, а Императрица - еще и образ привлекательной для клиента женщины).

А еще мы можем вспомнить, что еще одна категория специалистов, к которым могут обращаться люди за психологической помощью, это священники. Кто такой священник в строе Таро? Иерофант. Тот, кто знает, где хорошо и где плохо; какое поведение правильное; как должны вести люди в социуме, чтобы он хорошо функционировал (возможно, в ущерб при этом отдельному конкретному человеку). А поскольку человеку, с которым работает специалист-психолог, еще жить в социуме, то этот специалист (сам зачастую отнюдь не свободный от царящих в социуме убеждений, ограничений и рамок) в какой-то степени исполняет и функции Иерофанта.

У этих трех арканов - Императрица, Император, Иерофант - есть одна общая черта. Все три аркана - социальные, дискурсные, касающиеся функционирования человека в окружающем его социуме, окружающей его социальной культуре. Нет Императрицы без ее королевства, нет Императора без его земли и подданных, нет Иерофанта без его паствы. Все эти роли очень мощны, энергетичны и архетипичны, и причина того, почему "мейнстримная" психология очень сильно любит общать клиентов именно из этих ролей в том, что большинству клиентов именно это и нужно. Нужна безусловная любовь Императрицы, без которой не хватает ресурса. Нужен авторитет и отцовская фигура Императора. Нужен этический совет мудрого Иерофанта.

*   *   *

Такой специалист очень хорошо подходит для среднего (достаточно образованного) человека, который обращается за психологической помощью - точно так же, как в свое время для абсолютного большинства людей в западной культуре идеально подходил Иерофант-священник. Да, в ракурсе традиционной психологической работы часто говорится о "принятии ответственности на себя", но средний человек таков, что попытки привести его к осознанию необходимости этого "принятия ответственности" очень сильно напоминают попытки родителя или дедушки (как раз наши три аркана) объяснить ребенку, что пора понемногу взрослеть. Примерно с той же эффективностью - то есть достаточно медленно и сложно.

Проблемы возникают с узкой категорией людей, которые сильно развили в себе энергию внедискурсных арканов - прежде всего, Мага и Жрицы. Маг - мастер своей жизни и тот, кто творит ее своими собственными руками. Жрица - та, кто находится в контакте со своим истинным голосом и голосом своего божества.

Иногда это бывает по-настоящему анекдотично. Вот скажите - чисто логически - зачем Жрице Иерофант, если она слышит голос своего божества напрямую, без чужого посредничества?

Ровно та же ситуация с Магом. Если перед нами Маг, то есть тот, кто держит свою жизнь в руках и делает себя осью, вокруг которой проворачивает окружающий его мир, то как вообще можно с ним работать из родительских позиций? Причем чем Маг "моложе" (менее освоился, менее уверен в себе), тем невозможнее с ним взаимодействовать из "пристройки сверху". Если повзрослевший Маг смотрит на эти попытки со снисходительной улыбкой (дескать, окей, я готов внешне сделать вид, что вы лучше меня понимаете, что происходит в моей жизни - так и быть, воспользуюсь этим, чтобы все равно что-то для себя проработать и понять), то Маг молодой от одной идеи, что контроль за его жизнью и психикой находится вне его рук, шарахается, как от огня.

Магу нужны совсем другие вещи. Ему нужно, чтобы специалист создал для него то безопасное пространство, в котором Маг может попытаться в себе что-то поменять. Поменять, зная, что, если попытка окажется неудачной, его тут же подхватят, подстрахуют и помогут собрать себя обратно. Ему важно, чтобы специалист мог предоставить для него нужные инструменты (техники, упражения, практики), то, чего Маг сам не умеет, ту информацию, которой у него нет, но которая нужна для работы или принятия решения. Ему актуально, чтобы, если в процессе опытов внутренний компас начнет сходить с ума, а ему нужно найти север, ему напомнили, с какой стороны находится север. Маг чаще всего сам знает, куда идет, или может вывести это из своих исходных данных; ему нужен проводник, который знает местность и может облегчить путь, а не кто-то, кто берет за руку и тащит к светлому будущему из общего хаоса непонимания. Маг часто очень силен в рефлексии, поэтому если он чего-то в себе не видит, то это, скорее всего, очень травматичная вещь, которую не смогло вытащить "на свет" даже сильное в рефлексии сознание Мага, и попытка вытаскивать которую силой может вызвать сильнейшее сопротивление.

В свою очередь, ему бесполезны или вредны многие вещи, полезные для среднего человека. Проекция на специалиста отцовской или материнской фигуры будет только мешать. Ему в достаточной мере чихать на принятие извне, гораздо важнее работать с принятием самого себя им же самим.

Разговор с другим взрослым человеком, даже если это разговор на тему "ты разбил вазу, не надо так делать", да даже разговор с подростком (умным подростком - берущим дипломы по физике на городской олимпиаде), в корне отличается от того же самого разговора с шестилетним ребенком. И, напротив, попытка говорить с шестилетним ребенком как со взрослым и все понимающим человеком, ни к чему хорошему тоже не приведет.

У меня есть субъективное ощущение, что многие "мейнстримные" специалисты, привыкнув, что клиенты в ряде вопросов, по сравнению с ними, словно маленькие дети, недооценивают вероятность того, что у клиента все-таки есть свой мозг. Переоценивают то, насколько сильно они сами подвластны социальным и дискурсным стереотипам и насколько велико стремление подогнать всех под свои эталоны (сам оного не лишен, в конце-то концов), и, раз клиент не похож на здорового в понимании специалиста человека, значит, его надо лечить.

У меня вечно крутится в голове навязчивая мысль про "психологическое сопротивление", кажется, тоже из Трикстерских заметок: о том, что "сопротивление" - очень странный феномен. Насиловать не надо - тогда и сопротивляться не будут. Насколько это верно и точно, насколько это в русле "альтернативного" подхода к помощи, и насколько соответствует логике внутреннего Мага и уважения права Мага на то, чтобы рулить жизнью самостоятельно. И насколько далеко от господствующего в "мейнстриме" подхода о том, что докопаться и вылечить надо обязательно, а если сопротивляются - это только повод еще активнее вцепиться за больное место.

Со средним человеком, который не чувствует себя Магом и не способен самостоятельно взять ответственность на себя, это, пожалуй, и правда должно работать. А вот с теми немногими, кто свой внутренний мир хорошо изучил и неплохо представляет, как и что в нем устроено и работает - делать так абсолютно противопоказано.
* * *
* * *
[User Picture]
On Июль, 31, 2015 06:33 (UTC), grey_horse commented:
С точки зрения Древа Жизни получается, что мейнстрим работает вокруг Хокмы (все 3 перечисленных пути исходят из нее), а альтернативный подход - напрямую с Кетер.
[User Picture]
On Август, 1, 2015 02:43 (UTC), lord_wander replied:
Интересная мысль. Не заметил, спасибо.
Хотя вообще есть что-то странное в том, чтобы любая (что мейнстрим, что не мейнстрим) работала над Бездной. Все-таки многие ее элементы должны быть ближе ко вполне материальному миру.
[User Picture]
On Август, 1, 2015 04:33 (UTC), grey_horse replied:
Может быть, мы постоянно пересекаем Бездну. Но замечают это только опытные эзотерики.
[User Picture]
On Август, 1, 2015 04:59 (UTC), lord_wander replied:
Вариант.
* * *
On Июль, 31, 2015 10:26 (UTC), 0ceanzelle commented:
Мне интересно, можно ли Магов пускать на терапию внутрь группы "нормальных"? Или это будет "Здравствуйте, я Мелькор, и я пришёл корректировать вашу слаженную песенку"?
[User Picture]
On Июль, 31, 2015 10:30 (UTC), lord_wander replied:
Если это более-менее взрослый Маг, то можно. Он сможет и для остальных происходящее немного подкорректировать, и сам, нацепив пару легких масок, прикинется валенком и будет не так сильно отсвечивать. Выжмет из этой атмосферы максимум того, что он может взять лично для себя, не руша ее при этом, и пойдет дальше.

А вот если это молодой Маг (у которого еще не сгладился феномен "вы все делаете не так, что за хрень, как так вообще можно жить"), или Маг в кризисе (когда у него тупо ресурсов нет прикидываться валенком и беречь людей от себя), то да, будет "Здравствуйте, я Мелькор, а вам пиздец".
* * *
[User Picture]
On Август, 3, 2015 13:39 (UTC), lesley_f commented:
Про сопротивление - из моих заметок, да. Но идея не моя, я её у Марии Егоровой при обучении многократно слышал, оттуда взял. И в тексте там на неё ссылаюсь.

Про "средних людей" - ты знаешь, я вот все думаю над твоим текстом...
В давние времена я считал, что действительно бывают "обычные" и "необычные" люди. И, соответственно, "мейнстрим" и "альтернатива".
Моё имя родом из тех времён - Трикстер как проводник, в том числе - проводник изменений, проводник энергии более высокого порядка в систему более низкого порядка.
Я делил людей "по уровням", но сталкивался при этом с тем, что разные люди могут быть очень по-разному одарены, развиты и успешны в разных областях.
Потом я много-много учился у специалистов, которых считаю реально классными, и в процессе приходил к выводу, что, пожалуй, не бывает никаких "обычных" людей ("матричных", как их называют в определённых кругах) в противовес "необычным". Люди для этого слишком сложны и многогранны. Да, многие вещи раскладываются по нормальному распределению, и есть люди, которые во многих проявлениях ближе к его краям, но в каждом человеке есть много-много всего, так что "обычные" люди - это, во многом, миф.
К этим специалистам - психотерапевтам, не эзотерикам - приходили самые разные на вид люди и в процессе работы в них открывались такие глубины, что дух захватывало. И это были очень похожие глубины, хотя и в очень индивидуальном преломлении, - и у "обычных" на вид, и у "необычных". Уровень архетипов, да.
Тогда я стал смотреть по вектору осознанности - при наличии этого потенциала у всех, развивают его люди в разной степени и применяют к совсем разным вещам.
Кроме того, я сообразил, что успешность может зависеть не от степени осознанности, а, наоборот, от следования дискурсам ("эгрегорам") - простым, хотя и не всегда логичным и обычно неглубоким системам представлений и ценностей, в рамках которых можно "не думать" и при этом с лёгкостью находить себе "единомышленников".
При этом я сделал важное для себя открытие: успешность в определенных областях, по которым её часто измеряют, и радость жизни, удовлетворенность ею, полнота ее проживания - не синонимы, и зависимость между этими категориями не линейна. И вот здесь часто много путаницы.
Знакомство с нарративной практикой дало мне много инструментов и опор в размышлениях над взаимодействием людей и дискурсов. Помимо прочего, оттуда я взял идею, что не стоит путать "сущность" человека, направление и степень его развития, наличие у него определенных знаний, умений, навыков и представлений и его соответствие дискурсам, "нормативным" на определённой территории ("мейнстримным"). - Это все разные вещи, формирующие весьма многомерную систему.
Практика показывает, что работа с людьми, даже приверженными распространенным дискурсам, эффективнее при использовании именно что "немейнстримных" методов и средств. Потому что иначе люди "подгоняются" к дискурсам, а не наоборот.
Мне видится важным осознанное и целесообразное использование тех или иных архетипов, энергий, явлений, идей или позиций (Арканов) при работе, а не фокусировка только на одном или на другом.
При этом я вижу распространенность другого подхода и считаю его вредным, хоть и "мейнстримным".
Между делом, я совсем не уверен, что большинство клиентов "хотят" от специалистов именно того, что получают. Я, скорее, вижу, что степень информированности о том, что возможно получить, критически низка.
Ты пишешь "вероятность того, что у клиента все-таки есть свой мозг" - по-моему, если клиент пришёл к специалисту своими ногами, эта "вероятность" равна ста процентам.
Я вижу маргинализацию и дискриминацию что клиентов, что специалистов в том, чтобы так расставлять границы между "мейнстримом" и "альтернативой". Вижу я и частотность явлений, на основании которой очень тянет ставить границы именно так. Я знаю, что среди моих коллег, которые, с моей точки зрения, делают дело и включают голову, распространены "альтернативные" взгляды и что "фиговых психологов", с моей точки зрения, большинство. Что портит репутацию профессии и мешает людям получать качественную помощь. И в этом я вижу большую проблему.
Но считаю ли я при этом людей "обычными" и "необычными"?.. Скорее, я считаю "обычным человеческим" стремление к счастью, получению необходимой помощи и здоровью.


Edited at 2015-08-03 14:22 (UTC)
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry